Советы психолога
родителям детей, поступающих в первый класс
Готовность
к школе имеет ряд параметров.
Самым важным компонентом школьной готовности психологи считают мотивационную
готовность, наличие мотивации к учебной деятельности. При этом отличают
внешнюю и внутреннюю мотивацию. Если спросить ребенка, хочет ли он в школу, то
большинство ответит: «хочу». Но это «хочу» будет разным. Внешняя мотивация
связана с внешней атрибутикой, например, «хочу портфель, как у брата» или «хочу
красивый пенал». Внутренняя мотивация
связана с непосредственным желанием учиться, обретать знания.
Совет родителям: не
обещайте ребенку, что в школе будет очень весело и интересно, Вы сами знаете,
что это не так. Но и пугать трудностями тоже не стоит. Постарайтесь дать более
объективную информацию о том, что ваше чадо ожидает в следующем году.
Еще одним компонентом
школьной готовности психологи выделяют волевую готовность. Это означает
умение ребенка действовать по команде, в соответствии с установленным образцом.
Ребенок должен уметь следовать заданным правилам, пренебрегая своими
непосредственными желаниями.
Совет родителям: у ребенка еще до начала школьного обучения должны
быть дома какие-то обязанности, которые он неукоснительно выполняет. В семье
должны быть заведены какие-то правила, которые действуют всегда. Обычно
ребенку, который ходит в сад, проще привыкнуть и к школьным правилам. Также
развитию волевой сферы, произвольности способствуют игры с правилами, начиная
от спортивных игр, заканчивая настольными играми. Это очень полезная
деятельность для ребенка дошкольного, да и школьного возраста тоже.
Важным компонентом является также и коммуникативная
готовность. Ребенок должен иметь навыки взаимодействия как со взрослыми
(учителями), так и со сверстниками. В общении со взрослыми ребенок должен
осознавать контекст общения и уметь действовать исходя из этого контекста.
Например, знать, когда можно вставать во время урока и следовать этому;
спрашивать учителя по делу, а не по пустякам и так далее.
Общение со сверстниками должно заключаться в двух навыках: во-первых, ребенок
должен уметь договариваться, кооперироваться с другими детьми. Во-вторых, ребенок
должен достаточно спокойно себя чувствовать в условиях конкуренции, ведь
школьная жизнь - это соревнование!
Совет родителям: постарайтесь обеспечить вашему дошкольнику
полноценное общение со сверстниками. Если ребенок не ходит в детский сад, то
его следует водить в различные секции и кружки, чтобы он мог взаимодействовать с другими детьми.
Очень важна речевая готовность ребенка.
Ребенок должен уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы, отвечать на
вопросы, иметь навык пересказа.
Совет родителя: Дорогие родители, разговаривайте со своими детьми!
Разговаривайте обо всем. Старайтесь подтолкнуть их к высказыванию своих мыслей,
своего мнения по какому-либо вопросу. Вместе анализируйте просмотренные фильмы,
прочитанные книги.
К сожалению, дети часто приходят в школу, умея писать и читать, но
при этом имеют очень узкий кругозор, скудный словарный запас, бедные интересы.
Постарайтесь при общении с ребенком дать ему как можно больше общих знаний о
мире, это поможет ему в школьном обучении. А писать, считать и читать его в
любом случае научат – и это уже задача учителя. Ваша задача, как родителей,
обеспечить общее развитие ребенка, то есть наполнить его внутренним
содержанием.
Безусловно, следует
сказать и о моторной готовности к школьному обучению. В норме к 7 годам
мелкая моторика ребенка развита настолько, что он может овладеть письмом.
Однако не стоит бить тревогу, если у ребенка не получаются мелкие рисунки, если
он неуклюж с мелкими предметами. Скорость созревания мозговых структур, отвечающих
за развитие мелкой моторики, различна у разных детей. И вполне возможно, что
пройдет еще полгода и мозг вашего ребенка дозреет.
Совет родителям: хотя за развитие мелкой моторики в основном
отвечают созревшие или несозревшие мозговые структуры, вы можете помочь своему
ребенку. Продуктивная деятельность, такая как рисование, лепка, вязание,
бисероплетение, собирание мелких пазлов, конструирование, а также помощь маме в
нарезке салатов и папе в закручивании гаек, помогут вашему ребенку развить
мелкую моторику.
Удачи Вам и вашим будущим первоклассникам.
Ждем вас в нашей школе.
|