МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)
П Р И К А З
« 26 » ноября 2010 г.
|
Москва
|
№ 1241
|
|
|
|
|
|
|
Регистрационный
№ 19707 от 04 февраля 2011 г.
О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации
от 6 октября 2009 г. № 373
В
соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки
Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации от 15 мая 2007 г.
№ 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 21, ст. 2603; №
26, ст. 3350), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных
государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
Утвердить прилагаемые
изменения, которые вносятся в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 г.
№ 373 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный №
15785).
Министр А.А.
Фурсенко
Приложение
Утверждены
приказом Министерства
образования
и науки Российской
Федерации
от «___»__________2010 г.
№ ____
|
ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
1. Пункт
16 изложить в следующей редакции:
«16. Основная образовательная программа начального общего образования
реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную
деятельность.
Внеурочная деятельность
организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в том
числе через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы,
конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования,
поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
Основная образовательная программа начального общего образования должна
содержать следующие разделы:
1)
пояснительная
записка;
2)
планируемые
результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы начального общего образования;
3)
учебный
план начального общего образования;
4)
программа
формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального
общего образования;
5)
программы
отдельных учебных предметов, курсов;
6)
программа
духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального
общего образования;
7)
программа
формирования культуры здорового и
безопасного образа жизни;
8)
программа
коррекционной работы;
9)
система
оценки достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы начального
общего образования.
Основная образовательная программа начального общего образования в
имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается
на основе примерной основной образовательной программы начального общего
образования.».
2.
Пункт 17 дополнить абзацами следующего
содержания:
«Реализация основной образовательной программы начального общего
образования осуществляется самим образовательным учреждением. При отсутствии
возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в
рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых
учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного
образования детей, организаций культуры и спорта.
В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их
оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе
общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного
образования детей.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в
образовательной программе начального общего образования предусматриваются:
учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
внеурочная деятельность.».
3. Пункт 19.3 изложить в следующей редакции:
«19.3.
Учебный план начального общего образования (далее – учебный план) обеспечивает введение в действие и
реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный
объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
областей по классам (годам обучения).
Основная образовательная программа начального
общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов.
Формы организации образовательного процесса,
чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной
образовательной программы начального общего образования определяет
образовательное учреждение.
Учебные планы обеспечивают
в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации в области
образования возможность обучения на
государственных языках субъектов Российской Федерации и родном (нерусском)
языке, а также возможность их изучения, и устанавливают количество занятий,
отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.
Обязательные предметные
области и основные задачи реализации
содержания предметных областей приведены в таблице:
Т а б л и ц а
№
п/п
|
Предметные
области
|
Основные
задачи реализации содержания
|
1
|
Филология
|
Формирование первоначальных
представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства
России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической
и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений,
нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности
|
2
|
Математика и
информатика
|
Развитие математической речи,
логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение
первоначальных представлений о компьютерной грамотности
|
3
|
Обществознание
и естествознание
(Окружающий
мир)
|
Формирование уважительного
отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре,
природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности
и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели
безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и
чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции
для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
|
4
|
Основы духовно-нравственной культуры народов
России
|
Воспитание способности к
духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование
первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности России
|
5
|
Искусство
|
Развитие способностей к
художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений
изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах
своего отношения к окружающему миру
|
6
|
Технология
|
Формирование опыта как основы
обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для
практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных
при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта
практической преобразовательной деятельности
|
7
|
Физическая
культура
|
Укрепление здоровья, содействие
гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному
обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической
культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков
здорового и безопасного образа жизни.
|
Количество учебных
занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3210
часов.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся
часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса,
предусматривает:
учебные занятия для углубленного изучения отдельных
обязательных учебных предметов;
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том
числе этнокультурные.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и
детей с ограниченными возможностями здоровья могут разрабатываться с участием самих
обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные
планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора
образовательного учре