Советы родителям по оформлению и ведению портфолио.
С особым
трепетом родители предвкушают тот день, когда их ребёнок пойдет первый раз в
первый класс. Родители снимают на видеокамеру, фотографируют, т. е. всячески
стараются сохранить для истории драгоценные мгновения. А как сохранить для
истории внутренний мир ребёнка? Его интересы, удивительные открытия, творческие
работы, первые успехи в школе… Хорошим решением для этого стало портфолио
ученика, которое просто необходимо, в
связи с новыми стандартами образования.
Цели создания портфолио
обучающегося начальной школы:
-
фиксация достижений ребенка;
-
формирование позитивного самоотношения;
-
помощь ребенку в анализе своего характера;
-
развитие способностей ученика;
-
помощь ребенку в самопознании;
-
повышение самооценки обучающегося.
Портфолио – это
своеобразный "дневник достижений", и регулярно заполнять
его нужно вместе с ребенком. Это поможет
вашему ребёнку лучше узнать себя, свои сильные стороны. В портфолио можно
записывать не только самые важные достижения – любой, даже самый небольшой успех имеет значение.
Приступая к созданию портфолио, родителям следует продумать все организационные
моменты: купить папку, файлы.
Начать заполнение портфолио можно с описания прежних
достижений ребёнка, а затем раз в одну или две недели записывать новые успехи.
Время от времени можно просить детей заглядывать в свои папки, чтобы
поразмышлять над такими вопросами:
"что мне больше всего помогало достигать
успеха";
"в каких областях мои таланты более
развиты";
"кто я", "какой я" и т. д.
Структуру портфолио нужно продумать так, чтобы дети
могли вкладывать в папку свои самые удачные работы, отмечать свое участие в
жизни класса, собирать полезные советы и т. д.
Содержание
портфолио
Титульный лист портфолио должен быть красочно
оформлен и содержать основную информацию об обучающемся:
фамилию и имя ребенка;
класс;
полное название образовательного учреждения.
Портфолио
обучающегося может включать в себя разделы:
"Мой портрет" – информация о владельце;
"Портфолио документов" – официальные
документы;
"Портфолио работ" – творческие работы
обучающегося;
"Копилка" – памятки, инструкции, полезная
информация.
Раздел
"Мой портрет" начинается с фотографии ребенка и
содержит личные данные обучающегося; включает подразделы: "Мое имя",
"Моя родословная", "Мои увлечения", "Что я люблю
больше всего", "Я думаю, что я могу… Я знаю, что я могу!",
"Мой адрес и безопасный маршрут в школу", "Мои друзья",
"Моя школьная жизнь".
Каждый подраздел имеет свою структуру.
Подраздел
"Мое имя", помимо полного имени (имя, отчество,
фамилия) и указания даты рождения ученика, содержит ряд заданий. Ребенок должен
выполнить их и вписать полученную информацию либо свои мысли по данному поводу
в специальные графы портфолио.
Варианты заданий для обучающихся:
"Выясни у родителей, почему они тебя так
назвали";
"Попроси родителей рассказать, есть ли в вашем
роду люди с таким же, как у тебя, именем";
"Напиши, что ты знаешь об известных людях,
которые имеют такое же, как у тебя, имя";
"Запиши, как ты думаешь, почему нужно дорожить
своим именем".
Подраздел
"Моя родословная" содержит информацию о
родителях ребенка: их полные имена, даты рождения, профессии. В данном подразделе
детям также можно предложить выполнить разнообразные дополнительные задания.
Варианты заданий для обучающихся:
"Опиши своих родителей. Какие они?";
"Запиши, кто еще живет в твоей семье";
"Запиши, что, по твоему мнению, нужно делать,
чтобы семья была крепкой и дружной";
"Расскажи, какие праздники вы отмечаете всей
семьей, есть ли у вас общие увлечения";
«Ответь на вопрос, как ты думаешь: "Что такое
счастье семьи?"».
Подраздел
"Мои увлечения" можно сделать иллюстрированным,
попросить детей нарисовать на странице портфолио то, что они больше всего любят
делать в свободное время. По желанию дети могут вырезать из журналов подходящие
картинки и наклеить их на страницу портфолио.
Подраздел
"Что я люблю больше всего" представляет собой
анкету, в которой дети указывают свои предпочтения в одежде, музыке, еде;
любимые занятие, книгу, время года, животное, игру и игрушку, фильм и телепередачу;
лучшего друга.
Подраздел
"Мой адрес и безопасный маршрут в школу"
включает в себя:
точный адрес проживания ребенка;
схему безопасного маршрута в школу.
Также в данный раздел можно включить графы, где
ребенок опишет историю своего города и улицы.
Подраздел
"Мои друзья" можно оформить нестандартно,
используя различные тесты и занимательные задания, которые помогут детям осознать
важность дружбы.
Подраздел
"Моя школьная жизнь" также лучше оформить
необычно, учитывая то, что больше всего дети не любят описывать свои трудности
в учебе.
Работая над данным разделом портфолио, ученик
ежегодно проводит самоанализ собственных планов, интересов, итогов учебного
года; ставит цели; анализирует достижения.
Раздел
"Портфолио документов"
содержит сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения
школьника в различных видах деятельности: дипломы об участии в предметных
олимпиадах различного уровня, грамоты за участие в конкурсах, сертификаты,
благодарственные письма, свидетельства и т. д. (разрешается представление копий
документов), а также перечень данных документов, который оформляется на
специальном бланке портфолио "Мои достижения"
Таблица 1 Мои достижения.
№
|
Мои
достижения
|
Награды,
заслуги
|
Дата
|
|
|
|
|
Раздел
"Портфолио работ" содержит результаты различных
творческих, проектных, исследовательских работ, рефераты; а также описание
основных форм и направлений учебной и творческой активности школьника:
участие в научных конференциях, конкурсах, учебных
лагерях;
занятия в учреждениях дополнительного образования;
спортивные, музыкальные, художественные достижения и
др.
На протяжении установленного срока ведения рабочей
папки дети заполняют бланки портфолио "Мои творческие работы" (табл.
2) и "Мое участие в школьных праздниках и мероприятиях" (табл. 3).
Таблица 2"Мои творческие работы”
№
|
Название
творческой работы
|
дата
|
|
|
|
Таблица 3 "Мое участие в школьных праздниках и
мероприятиях"
№
|
Название
школьного праздника или мероприятия
|
дата
|
|
|
|
Материалы, представленные в данном разделе,
иллюстрируют динамику учебной и творческой активности обучающихся,
направленность их интересов, характер предпрофильной подготовки.
Раздел "Копилка"
содержит полезную информацию в помощь обучающимся: тесты, советы, подсказки.
Данный раздел нужно продумать особенно тщательно, ведь он должен пробуждать
интерес обучающихся не только к оформлению и ведению портфолио, но и к учебе,
самосовершенствованию. С помощью материалов, собранных в разделе
"Копилка", ученики могут разобраться в сложных психологических
ситуациях.
Творческий
подход в оформлении портфолио только приветствуется.
Надеемся,
что наши советы помогут Вам.
Творческих
успехов Вам и вашим детям!