Обновление содержания образования с переходом на новые ФГОС Обновление содержания образования в начальной школе с переходом
на новые ФГОС.
Второй год школа работает по новым Федеральным
государственным образовательным стандартам.
Образовательный стандарт, наряду с многими
требованиями к содержанию, определяет «…деятельностный характер образования, ориентация содержания образования на формирование общих учебных умений и
навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной,
практической, творческой деятельности, получение учащимися опыта этой деятельности…».
Отсюда
очевидно, что государственный стандарт ориентирован на обеспечение
функциональной полноты содержания образования, а именно представления его в
учебном процессе в виде «…четырех
основных структурных компонентов: опыта познавательной деятельности,
фиксированного в форме его результатов – знаний; опыта осуществления известных способов
деятельности - в форме умений
действовать по образцу; опыта творческой
деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления –
эмоционально - ценностных отношений - в
форме личностных ориентаций». Это одно из направлений обновления содержания
образования.
Содержание образования охватывает не
только содержание учебного материала, но и характер учебной деятельности,
технологии, методы и формы обучения. В настоящее время школа ориентирована на идеи развивающего
обучения. Содержание развивающего образования должно включать все то, что нужно
человеку для развития собственной личности. В основу деятельности школы по
отбору и реализации нового содержания образования положены следующие
дидактические принципы:
· деятельностный характер нового содержания;
· соответствие содержания уровню
научно-технического прогресса;
· личностно-ориентированный характер
образования;
· проблемный характер содержания;
· наличие в структуре содержания
регионального компонента;
· вариативная организация содержания
образования;
· интегративный характер содержания
образования;
· включение в содержание образовательного
процесса личного опыта учащихся.
Получить опыт творческой деятельности, т.е.
развить интеллектуальные умения и способы творческой деятельности школьники не
смогут, если учебный процесс будет строиться
через репродуктивную деятельность.
Поэтому в образовательном
процессе нашей школы реализуется
учебно-методический комплект
«Перспектива», который отличаются не только своеобразием построения
содержательных линий учебных предметов, последовательностью, объемом и сроками
изучения тем, но и рекомендуемыми современными технологиями и методами обучения
(развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение, проблемный метод,
деятельностный подход и др.).
Только развивающие технологии позволяют
формировать коллективную или самостоятельную
поисковую деятельность школьников,
способствуют открытию новых знаний через постановку и решение учебных
проблем. Организованная таким образом учебная деятельность школьников позволит восполнить
недостающие компоненты содержания образования: интеллектуальные умения и
творческие способы деятельности. Для этого
необходимо при изучении нового материала вместо традиционного наблюдения, чтения готовых
выводов, правила и разбора образцов его применения использовать задания,
содержащие скрытую учебную проблему, учить детей выявлять противоречие в
предметном материале, формулировать проблему, выдвигать и проверять
гипотезы. Чтобы решить эту задачу, каждый
учитель начальных классов реализует требования
развивающей технологии при планировании урока изучения нового материала.
Изменились содержание и способы оценки
результата образования. Теперь результативность складывается из сложного
комплекса показателей, описывающих и знаниевые, и метапредметные и даже
личностные достижения ребенка. В профессиональную жизнь педагога входит понятие
универсальных учебных действий. УУД – новая, пока совсем непривычная
аббревиатура, но тем не менее за ней скрывается принципиально важное
педагогическое понятие. С УУД, их формированием и оценкой, теперь во многом
связаны требования к профессионализму современного педагога начальной школы.
Изменились требования к системе
мониторинга. Основной целью созданной системы мониторинга в начальной школе
является своевременное выявление и коррекция затруднений учащихся в достижении
требуемых результатов образования. Мониторинг уровня обученности включает
электронные приложения, предоставляющие учителю объективную и достоверную
информацию о динамике уровня освоения
изучаемого материала каждым учеником класса на основе сравнительного
анализа его результатов.
В школе проводится мониторинг
психического развития детей. Это даёт возможность контролировать динамику
развития детей, способствовать созданию здоровьесберегающей образовательной среды и благоприятных
условий для развития личности и деятельностных способностей каждого
ребёнка. Должное внимание уделяется
мониторингу организационно-рефлексивных УУД, где отслеживается динамика освоения
учащимися умения учиться.
Использование средств ИКТ позволяет
осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, повысить результативность
образовательного процесса, обеспечивает развитие его познавательных интересов,
сохранение и укрепление здоровья. Во всех кабинетах начальных классов имеется
компьютер, мультимедиа проектор, 3 интерактивные доски, 1 кабинет начальных
классов полностью оснащён.
Творческая работа педагогов нашей
школы во внеурочной деятельности
помогает школе обрести второе дыхание – жизнь после уроков. Реализуется внеурочная
деятельность через следующие направления: спортивно-оздоровительное,
художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое,
проектная деятельность, общественно-полезная деятельность. В школе работают 19
кружков.
Каждому школьнику в нашей школе
предоставлены условия для развития рефлексии – способности осознавать
и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с
поставленной целью. Определять своё знание и незнание.
|