Суббота
23.11.2019
01:44
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Новости
МОБУ СОШ №10 г.Благовещенска
Мельникова О.Г. Русский язык 3 класс.

 

Тема: Слово и его формы.

Цель: развивать умение определять начальную форму глагола  и   имени существительного;

         закреплять умение определять части речи;

         вырабатывать орфографическую зоркость.

 

                                               Ход урока.

1. Орг. момент.

а) Подготовка.

- Покажите умные глазки, ровные спинки.

- Повернулись, поздоровались с гостями, улыбнёмся от души.

- Повернулись, готовы ли вы к уроку? (сели)

 

б) Готовность №1

- Зажмурили крепко глазки, взлетаем!

А чтобы приземлиться, ответьте очень быстро: Что движется быстрее скорости света?  (мысль)

- Покажите свою готовность командой: встать, правая рука вверх, сесть и громко сказать «И» три раза.

        

- Сегодня девиз нашего урока.

                                                                                   Слайд 2

«Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает!»

        

- Объясните, как вы это понимаете.

 

2.Орфографическая минутка. Актуализация знаний.

 

- Продолжаем открывать тайны морфологии. А кто скажет, что называется «Морфологией?»

В толковом словаре сказано:

         Морфология – это раздел грамматики – науки о частях речи, об их категориях и формах слова.

         - Назовите самостоятельные части речи. (имя сущ., имя прилаг., глагол, наречие, местоимение, числительное)              слайд 3

                                                1

- Перечислите служебные части речи. (предлог, союз, частица) слайд 4

- В русском языке множество слов, как определить у слова часть речи? (Задать вопрос, определить значение слова)

 

Письмо под диктовку.

         Волчата, писать, водичка, связала, угасает, погода, гроза, летала, загрязнял.

Проверка:          - Какие орфографические задачи решали?

                           - Каким способом? (изменить форму слова или подобрать однокоренное)                                                                                               слайд 5

                           - Что значит изменить форму слова? (изменить окончание)                                             

                                                           

          - С помощью каких частей слова образуем однокоренные слова?     (приставка, суффикс)            

         -Разделите слова на две группы. (сущест. и глагол)

         - Назовите глаголы. На какие вопросы они отвечают? Чтобы легче ставить вопрос подставьте местоимение. Какое слово лишнее и почему? (писать – вопрос – что делать? местоимение подставить нельзя.)       

         - Как вы думаете, о чём сегодня на уроке мы будем говорить?      

 

3. Работа по новой теме.

Объявление темы и постановка учебной задачи.

 

- Сегодня мы поговорим о форме глаголов и имён существительных, а что это за формы вы узнаете чуть позже.

 

1.Начальная форма глагола.

 (Работа по учебнику.  стр. 51, упр. 153)

- Записать слова в столбик, пропустив строчку.

 

подъехали

въехали

выехали

 

- Поставь глагол в начальную форму, но сначала узнаем, как это сделать.

Правило на стр. 52                                                                слайд 6

                                                2     

- Так о какой форме глагола узнали? Что это за форма? (начальная)

 

2. Замените сочетание близким по значению глаголом и поставьте его в начальную форму.

 

Зарубить на носу – (запомнить)                            слайд 7

повесить голову – (загрустить)

дать по шапке – (прогнать)

бить баклуши – (бездельничать)

класть зубы на полку – (голодать)

подписать части речи. Проверка.

 

- Как называются данные сочетания?

         Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относятся пословицы, поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми.

 Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями; другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями; третьи вышли из сказок, песен, загадок, литературных произведений. 

По страницам русской истории.

Бить баклуши.

         Бить баклуши – бездельничать. А что такое баклуши? Ведь должно же это слово иметь свой собственный смысл.

         Да, конечно. Когда на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками, десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбачки липового дерева в качестве заготовок для мастера – ложкаря. Работа эта считалась пустячной, её выполнял обычно подмастерье. Поэтому она и стала образцом не дела, а безделья.

         Конечно, всё познаётся в сравнении, и работа эта казалась лёгкой лишь в сравнении с каторжным крестьянским трудом. И далеко не у каждого получится сейчас хорошо бить баклуши.

Итог:

         - Как узнать начальную форму глагола? На какие вопросы отвечают глаголы в начальной форме?                  Слайд 8

 

Физминутка.

         1, 2, 3, 4 (щёлкаем пальчиками)

         Кто живёт у нас в квартире? (шагаем)

         1, 2, 3, 4, 5 (прыжки на месте)

         Всех могу пересчитать (шагаем)

                                                    3

         Папа, мама, брат, сестра (хлопаем)

         Кошка Мурка, два кота,

Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища)

Вот и вся моя семья! (хлопкиНазовите глаголы в начальной форме. (пересчитать)

 

2. Начальная форма имени существительного.

Упражнение 154. по заданию.  У доски.

Правило, с. 52

         Река – реки, к реке, у реки, в реку. (предлог)

Правило, с. 53

         Подчеркнуть предлоги. (упр. 155)

 

Выписать из текста имена существительные, стоящие в начальной форме.    (тексты на листочках)

1 уровень

         У ручья, дом, около дороги, день, в камышах, семья, деньки, луна, пень, к морю, мышка, ландыш, на дереве, с волной, ночи, ночь, море, ручей.

                                            

2 уровень

         Снеговая белая туча обтянула всю местность. Вдруг настала ночь. Буран яростно наступал со всех сторон. Всё слилось, всё смешалось. Земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снега. Сердце падало, кровь стыла. Так ужасен был вид зимней природы. Буран свирепел час от часу.

 

Проверка:                                                                               Слайд 9

 

Итог.                                                                                      Слайд 10

         - Как узнать начальную форму имени существительного? На какие вопросы отвечают имена существительные в начальной форме?

 

Закрепление изученного.

 

Работа в парах.

 

Прочитать предложения. Записать в скобках вопросы к выделенным словам. Подчеркнуть глаголы и имена существительные в начальной форме.

                                                   4

Итог.                                                                 Слайд 11

 

 

Друзья, наведывайтесь чаще,

В морфологические чащи!

Вы для ума найдёте пищу,

Да и в тетрадях станет чище!

 

 

 

 

-