Открытый урок
Окружающего мира
МОБУСОШ№10 3 –Г класс
Учитель начальных классов: Демиденко Людмила Ивановна
декабрь 2013 год
Г. Благовещенск
Тема: Лес –
волшебный дворец.
Тип урока: ОНЗ
Целевые установки урока.
Предметные результаты:
·
знать
о взаимосвязях между растениями и
животными в лесу;
·
приводить примеры
цепи питания в лесу;
·
делать выводы:
1)
о значении
схем как способа
изображения связей в
окружающем мире;
2)
о возможности
построения разных вариантов
схем для отображения
одних и тех
же связей.
Метапредметные результаты:
·
извлекать из
текста и иллюстраций
учебника информацию о связях в
природе;
·
анализировать рисунок
и схемы в
учебнике;
·
соотносить рисунок
и схему между
собой;
·
сравнивать разные
виды схем;
·
рассказывать по
представленным схемам о
невидимых нитях;
·
моделировать связи
в осеннем лесу с помощью
схем-аппликаций и графических
схем;
·
формулировать соответствующие правила
экологической этики.
Личностные результаты:
·
Осознавать важность
охраны взаимосвязей между
растениями и животными.
Оборудование: мультимедиа
по теме, карточки
для индивидуальной и
групповой работы, загадки, сообщения учащихся, стихотворение « Лес».
Ход
урока
I.Мотивация к
учебной деятельности.
(Слайд 1)
« К новым знаньям
Стремимся друзья!
Без открытий нам
В жизни нельзя!»
- Прочитайте слова очень
внимательно. Подумайте, о
чём говорится?
- Мы
сегодня тоже попытаемся
открыть тайну, узнаем что-то
новое.
- Давайте вспомним, что
мы делаем, чтобы узнать новое?
План ( с опорой
на смайлики) (слайд)
1.
Повторить
2.
Выполнить затруднение
3.
Понять своё
затруднение
4.
Самим найти
способ
- С чего начнём
повторение?
- Всё ли будем
повторять? (Только то, что
нужно)
2.
Актуализация знаний и
фиксация затруднения в
пробном действии.
1). Определите к каким природным сообществам относятся живые организмы:
лягушка, карась, жук-плавунец, бобр, стрелолист, рогоз, цапля, щука, прудовик,
камыш, выдра, пиявки, моллюски, бактерии, медведь, белка, желудь.
Луг
Водоем
Кузнечик стрекоза
Ящерица карась
Шмель
бобр стрелолист (Слайд)
Полевая мышь выдра
Дождевик камыш
Махаон лягушка
2). Какие живые организмы остались
лишними? (медведь, дятел, белка)
- Можем ли мы определить их в эко
систему луга? Водоема?
- Почему?
Вывод:
Каждый живой организм может жить только в своем месте, чувствуя себя,
как дома.
Эко система – природное сообщество, содружество
живой и неживой природы, в которой организмы поддерживают друг друга.
- Оцените свою работу в оценочной
таблице. «+» -все правильно, «-« -
ошибка, «?» - затрудняюсь.
3). Составьте 2-3 цепи питания
характерных для луга. (водоема)
(слайд)
- Оцените свою работу.
4). Составьте круговорот веществ
в экосистеме луга. слайд)
- Оцените свою работу.
3. Задания для пробного действия.
В какую экосистему отнесем
оставшихся животных? (Медведь, белка)
- Почему
4. Тема урока.
- Над какой темой будем
работать? (Лес)
- Лес – волшебный
дворец.
- Какие растения леса вы
знаете? (Слайд)
Сообщения детей о растениях.
Какие лесные животные вам известны? (Слайд)
Сообщения детей о животных.
Как связаны между собой растения, животные и грибы леса?
-
Составьте круговорот веществ в лесу.
5. Выявление
места и причины
затруднения.
- Какое задание
выполняли?
- Одинаковые ли
ответы у вас
получились?
- Значит, что показало
пробное действие? (мы не
умеем составлять круговорот
веществ в лесу)
- Что
будем делать дальше? (сами
должны найти способ
составления круговорота веществ в
лесу)
6. Построение
объекта выхода из
затруднения.
- Чему будем учиться?
Поставьте цель. ( познакомиться с
экологическими связями природного сообщества «Лес»), изображать
схематически. (слайд)
7.
Реализация проекта.(слайд)
1)Работа в группах;
Первая группа – исследование общей роли насекомых в экосистеме леса (задание на рабочих листах)
Вторая группа – исследование общей роли птиц в экосистеме леса (задание
на рабочих листах)
Третья группа – исследование общей роли зверей в экосистеме леса
(задание на рабочих листах)
Четвертая группа - общей роли бактерий и грибов в экосистеме леса
(задание на рабочих листах)
Пятая группа – Составление кроссворда «Круговорот веществ в лесу».
- А теперь давайте составим
эталон круговорота веществ в лесу.
- Подойдет ли нам эталон круговорота веществ луга? Водоема?
На рабочих листах составьте круговорот веществ в лесу.
Первичное закрепление во
внешней речи
1. Расставьте в схеме звенья круговорота веществ в
лесном сообществе. (слайд)
- Сверьте с эталоном.
2. Проверочный тест в рабочем листе.
Вывод: Живые организмы в
лесу тесно связаны между собой , живут совместно, сообща. Все вместе они
составляют природное сообщество.
Оцените себя.
Рефлексия.
Стихотворение
«Про всех на
свете»
Все- все,
все
на свете
На
свете все нужны!
И
мошки на свете
нужны,
Чем
слоны.
Нельзя обойтись
без
чудищ нелепых,
И
даже без хищников –
злых
и свирепых.
Нежны
все на свете!
Нужны
все подряд-
Кто
делает мёд
и
кто делает яд!
Плохие дела
у
кошки без мышки,
У
мышки без кошки
не
лучше делишки!
И
если мы с
кем-то
не
очень дружны –
Мы
всё-таки очень
Друг
другу нужны!
А
если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То
это, конечно,
ошибкой
покажется!
Все-все, все на
свете нужны,
И
это все дети
запомнить должны!
- Как
связаны между собой
растения и животные?
- Какую пользу
приносят растения животным?
- Какую пользу
приносят животные растениям?
- Сравните свои
ответы.
- Какая группа
связей показана на
этих рисунках?
Оцените себя.
- Посмотрите в таблицу
успеха, подсчитайте «+». В
зависимости от вашего
участия на уроке- поставьте нужный смайлик на рабочем
столе.
Учитель:Окончен урок
и выполнен план,
Спасибо, ребята,
огромное вам,
За то, что
упорно и дружно
трудились,
Что мне и
друг другу вы
так пригодились