Консультация психолога для родителей первоклассников.
«Как избежать школьных неудач»
Начальная школа по праву рассматривается основополагающим звеном в системе образования и
профессиональной школы.
Именно на этом этапе формируется учебный потенциал развивающейся
личности, закладывается фундамент ее нравственных, интеллектуальных и
эмоциональных качеств. Неподготовленность ребенка к школе часто выявляется в
ходе первого года обучения и становится причиной повышенной тревожности, низкой
учебной мотивации, хронической неуспеваемости. Чтобы избежать осложнений к
моменту поступления в школу дети должны:
1.
Осознавать
свое поведение в обществе ровесников и взрослых, общаться, проявлять интерес к
другим людям;
2.
Выполнять
основные правила этикета в быту и во время игры;
3.
Управлять
своим поведением, знать границы дозволенного, выполнять требования взрослых;
4.
Проявлять
интерес к новым знаниям;
5.
Наглядно-образно
и действенно-образно мыслить;
6.
Владеть
достаточным словарным запасом;
7.
Правильно
произносить все звуки;
8.
Различать
геометрические фигуры, классифицировать фигуры по форме, цвету, размеру,
выделять их в предметах окружающего мира;
9.
Срисовывать
простые геометрические фигуры, предметы, буквы, цифры;
10. Различать и воспроизводить несложные
рисунки, выполнять ритмические движения;
11. Не отвлекаясь заниматься однотипной
деятельностью не более 10 — 12 минут;
12. Переключаться на разные виды
деятельности не более 3 раз в течение урока;
13. Некоторое время сосредоточиваться на
одном предмете, одном задании. Эта способность к непродолжительной
сосредоточенной деятельности является начальной формой произвольного внимания,
управление которым развито еще очень слабо;
14. Запоминать определенный объем
информации (при этом преобладает непроизвольное запоминание). Объем памяти
возрастает при активной эмоциональной подаче информации, осознанном восприятии
и запоминании;
15. Эмоционально реагировать на неуспехи
и неудачи в своей деятельности;
16. Остро чувствовать характер отношения
взрослых (особенно учителя) к себе;
17. Эмоционально, иногда неадекватно
реагировать на замечания учителя, критику своей деятельности (маленькие
школьники чаще заинтересованы не содержанием предмета и способом его
преподавания, а своими успехами в нем: они с большим желанием занимаются тем,
что у них лучше получается). Учитывая это, любой предмет можно сделать
интересным для каждого ученика, если создать для него ситуацию успеха.
Часто бывает, что ребенок, особенно в первые месяцы обучения в школе,
оказывается не готов к требованиям, которые ему предъявляет школьная жизнь. Это
продолжительность урока, большое количество детей в классе, необходимость
самостоятельно выполнять задание, контроль собственной деятельности,
способность понять и удержать в памяти инструкцию учителя. Это особенно касается
"домашних" детей, которые не ходили в детский сад. Школьные условия
оказываются для них несколько шокирующими, и им трудно самостоятельно
справиться с ситуацией.
Дома мы редко предъявляем к ребенку требования, которые формировали бы у него
те качества, на которых целиком и полностью построено школьное обучение.
Советы психолога
Вот несколько советов о том, как в домашних условиях
сформировать у ребенка произвольные формы деятельности.
·
Приучите
вашего ребенка к выполнению режима дня, особенно если он не ходит в детский
сад. Ребенок должен понимать, что есть время для игр, а есть для какого-то дела
(например, для занятий). Очень хорошо, если он сам уже начнет контролировать
выполнение режима дня и напоминать Вам, если Вы что-то забыли.
·
Определите
за вашим ребенком круг систематических обязанностей по дому, конечно с учетом
его возраста. Ребенок вполне может принести из почтового ящика газету, выкинуть
мусор, следить за тем, что бы у котенка всегда была налита водичка для питья.
Важным моментом здесь является то, что бы ребенок не просто бы выполнял эти
обязанности по дому под вашим контролем, а сам бы помнил об этом и выполнял без
вашего контроля.
·
Приучите
ребенка следить за своим рабочим местом, игрушками, комнатой. Не вы должны
убирать игрушки после игры, а сам ребенок. Конечно, сначала вместе с вами,
особенно если играли вместе, затем самостоятельно, уже без вашего контроля.
·
Давайте
ребенку несложные поручения в устной форме. Например, принести из другой
комнаты очки бабушке или тапочки папе. В зависимости от возраста инструкция
может становиться сложнее: "Принеси мне красную книгу, которая лежит в
спальне на кровати, под подушкой". Если ребенок успешно справляется с
такими инструкциями, то из них можно убрать конкретную детализацию и давать в
неопределенном виде: "Помнишь книгу, которую я читаю? Она, кажется, где-то
в спальне, сходи поищи её". В данном случае ребенку надо будет проявить
достаточный уровень смекалки, произвольности и способности планировать свою
деятельность, чтобы выполнить её.
·
Когда
ребенок чем-то занимается - рисует, собирает конструктор или строит из кубиков
- подойдите и поинтересуйтесь, что он делает, что будет потом, как он думает
это сделать. Такой момент создает условие для рефлексии, оценки своей
деятельности, создание программ деятельности и их выполнение.
Особое пожелание к родителям. Когда будете следовать
этим советам, не переусердствуйте, сделайте так, что бы это была для ребенка
увлекательная игра, тогда ваша деятельность будет намного эффективней.