Как правильно сформировать навык письма у младшего школьника?
Письмо — это способ
передавать мысли, а красивое письмо — это ещё и искусство, графика. Внушите
ребёнку, что всё, что будет выходить из его рук, должно быть красивым. Красивый
почерк — это в какой-то мере выражение внимательного отношения к другим людям;
неряшливый почерк в такой же мере свидетельствует об обратном. Хотя и говорят,
что почерк зависит от характера человека, его темперамента, наследственности,
всё-таки добивайтесь от ребёнка во время письма аккуратности, внимательности.
В. А. Сухомлинский писал,
что истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. Чем больше
мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. Очень важно поставить руку,
подготовить её к письму. Тут эффективна штриховка предметов, развивающая мелкие
мышцы пальцев и кисти ребёнка. Правила штриховки нетрудно запомнить: штриховать
только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать
одинаковые расстояния между линиями (штрихами). Сначала для штриховки можно
использовать трафареты с геометрическими фигурами, потом с изображением
предметов и животных, причём ребёнку особенно интересно составлять композиции
из различных фигур. Штриховать можно не только параллельными линиями в
различных направлениях, но и волнистыми и круговыми линиями, полуовалами и петлями.
Следующий этап
формирования навыка письма — умение писать элементы письменных букв.
Ребёнок должен усвоить,
что элементы букв должны быть одинаковой высоты и ширины; если в буквах есть
элементы, выходящие за верхнюю и нижнюю строки, они должны заканчиваться на
одном расстоянии от строки сверху или снизу; расстояния между элементами букв и
расстояния между буквами в слове должны быть одинаковыми, а все линии при
письме — параллельными и ровными.
Далее из выученных
элементов ребёнок составляет буквы и учится их писать. На этом этапе очень
важно, чтобы у него сформировался зрительный образ буквы. Для этого предложите
ему смоделировать букву из проволоки, пластилина, «написать» её пальчиком на
столе, на руке взрослого, в воздухе. Научите ребёнка игре «Угадай-ка!»: вы
пишете любую букву на спине или ладошке ребёнка, а он её угадывает, или
наоборот — он пишет, а вы угадываете. Не ленитесь постоянно просить ребёнка
проговаривать алгоритм написания буквы («ставлю ручку на верхнюю линию рабочей
строки, веду короткую прямую наклонную до нижней линии рабочей строки, делаю
закругление и довожу до середины рабочей строки»).
Ни в коем случае на
этом этапе не требуйте от ребёнка писать быстрее, чем он может! Чрезмерное
увеличение скорости письма приводит к тому, что ребёнок не успевает закрепить
правильный способ написания буквы, и в результате закрепляются каракули.
Оптимальная скорость
письма в этот период для 6-летнего ребёнка 4—6 знаков в минуту в начале года и
10—12 знаков в минуту в конце года, для 7-летнего ребёнка — на 3—4 знака в
минуту больше.
|